Свердловский юридический институт в годы Великой Отечественной войны. Будни студенчества

Свердловский юридический институт в годы Великой Отечественной войны. Будни студенчества

Был победный май 1945 года… Но сколько до него шёл советский народ.

Был военный май, когда все в стране трудились на благо Победы в Великой Отечественной войне.

Студенты Свердловского юридического института добросовестно учились и трудились в годы войны.

Таким приказом директора СЮИ Э. С. Любошевского институт встречал май 1943 года:

«День 1 Мая Страна встречает уже второй раз в обстановке отечественной войны с напавшими на нашу Родину фашистскими бандитами.

Самоотверженно трудится Советский народ в тылу, на заводах, на полях и в учебных лабораториях для того, чтобы дать Армии достаточное количество хлеба и оружия. В этом патриотическом подъеме всего населения и Советское студенчество занимает свое место в передовых шеренгах тружеников в тылу победу над врагом. Студенты и преподавательский коллектив ин-та не только упорно работают над книгой и готовят квалифицированные кадры для страны и фронта, но и успешно работают в подшефном госпитале, окружая раненых бойцов вниманием и заботой, успешно приступили к работе на полях совхоза, зарекомендовав себя с первых же дней ударниками полей.

За отличную работу по преподаванию и в учебе, за активную общественную работу в ин-те объявляю благодарность:

  1. Профессору Гофману С.М., руководящему Академ. сектором Партбюро ин-та.
  2. Ст-ке I к. Секретарю Курсового Комсом Бюро т. Петрищевой
  3. Ст-ту I к. редактору Общеинстит. стенгазеты т. Котлярову
  4. Ст-ке II к. председ. ВИЗ профк т Селюгиной
  5. Ст-ке II к. ведающей работой в подшефном госпитале т. Чечиной
  6. Ст-ке II к. за активную работу в госпитале и курсовой стенной газете т. Черепахиной
  7. Ст. III к Секретарю Курсового Комсомольск. Бюро т. Ермаковой
  8. Ст-ке III к., ведающей академ. работой профкома т. Авербух

Работникам младшего обслуживающего персонала т. т. Чернышевой, Овчинниковой и Михеевой.

Приказываю всех студентов и преподавателей отметить день 1 Мая дальнейшим развертыванием соц. соревнования в борьбе за повышение качества учебы, широкое участие на трудовом фронте и выполнение всех обязательств данных нами в новогоднем письме т. Сталину».

Приказ от 01.05.1943 № 380 по Свердловскому юридическому институту // Архив УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева. Ф. 2143-р. Приказы директора Свердловского юридического института за октябрь 1942 г. по август 1943 г., Л. 92-93.

Немало трудностей приходилось преодолевать студентам военных лет. Но они, как и вся страна, ждали этот победный май, преодолевая преграды.

Бытовых сложностей было немало. Хотя институт имел свою котельную, угля для неё в военное время хронически не хватало. Так было в сорок втором. С наступлением морозов в аудиториях становилось всё холоднее, батареи разморозились, стены покрылись инеем, а полы – льдом. Однако занятия не прекращались. Преподаватели и студенты сидели в пальто и валенках. Тогда не было шариковых ручек, писали перьевыми, обмакивая их в чернила. Чтобы краска не застывала, приходилось крепко сжимать чернильницу рукой. Такой была зима 1942-1943 годов. Этот период студенты назвали «ледниковым».

Уже в 1941 г. в институт начали прибывать эвакуированные студенты из Ленинграда (среди них Надежда Александровна Чечина (1921–2006), которая с сентября 1941-го по апрель 1944 г. училась в СЮИ и возглавляла вузовскую комсомольскую организацию, в дальнейшем она станет доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой гражданского процесса (1952-1989) юридического факультета Ленинградского государственного университета), Москвы, Киева, Харькова, Минска. Хотя правильно было бы сказать «студентки». Так, в последний год войны среди 500 учащихся насчитывалось лишь 37 мужчин, 35 из них – инвалиды войны.

Студентка СЮИ 1941-1945 гг., судья Свердловского областного суда в отставке Нина Фёдоровна Чебыкина (1923–2016) вспоминала: «Большие трудности испытывали с питанием. Всё было строго нормировано. Студенты получали по карточке вначале по 400 граммов хлеба в сутки, затем прибавили до 500. Один раз в месяц давали 500 грамм сахара и столько же растительного масла. Но главное – надо было ещё суметь отоварить карточки на сахар и масло, так как магазинов в городе, где отоваривали карточки, было очень мало, и там всегда были большие очереди. На колхозном рынке можно было купить всё, но стоило очень дорого. Например, картофель был по 100 рублей за килограмм, летом продавали грибы, зелень, ягоды. Как правило, на лекции утром я шла голодной. Лишь иногда удавалось сэкономить кусочек хлеба и выпить стакан кипятка, и с этим – до трёх часов дня. А затем быстро в студенческую столовую, где можно было полакомиться супом с лапшой, тушёной капустой, какой-нибудь кашей и чаем с сахарином. Сорок второй и сорок третий годы вообще были самыми тяжёлыми. Город был заполнен дистрофиками, и если случалось идти по городу ранним утром, можно было на улицах увидеть трупы умерших от голода и холода людей, это, как правило, были беженцы из оккупированных территорий…

К 1944 году немного улучшилось с питанием, так как был заключён договор с США. Был открыт второй фронт. США стали поставлять нам тушёнку, яичный порошок, жир «лярд». Питание в студенческой столовой стало разнообразнее, калорийнее и вкуснее».

Обучение в институте сократили с четырёх лет до трёх. Если было нужно, студентов института после учёбы городские власти в порядке трудовой мобилизации могли отправить и на строительство дорог, и на расчистку от снега железнодорожных путей, заготовку дров, угля, торфа для отопления, на разгрузку вагонов. В годы войны в вузе было подготовлено 70 медсестёр, 70 санитарных дружинниц, более 200 человек научились обращаться с пулемётом и другими видами стрелкового оружия. Студентки, окончив двухмесячные курсы медсестёр, в вечернее и ночное время дежурили в госпиталях, заботились о раненых. Юношей посылали на оборонные предприятия. В сентябре 1942 г. второкурсника Трофима Черкасенко пришлось отозвать с завода в связи с невозможностью продолжать работу, так как его туфли сносились, и ему не в чем было выйти даже из комнаты.

В заявлении директору СЮИ от 2 сентября 1942 года Т. Черкасенко писал: «Ввиду того, что я во время работы на заводе № 76, куда я направлен институтом, износил свои последние туфли, прошу вас выдать мне на время спортботинки, ибо мне не в чем совершенно ходить на завод». Директор в просьбе отказал: «Просьбу удовлетворить нельзя, так как ботинки нельзя использовать по назначению». Через две недели, 18 сентября 1942 года, Т. Черкасенко просил директора института: «Прошу отозвать меня с завода № 76, куда я послан работать институтом на каникулярное время, так как я не имею возможности выходить на работу в связи с тем, что туфли мои совершенно развалились и мне не в чем даже выходить из комнаты. Убедительно прошу ускорить дело с отзывом с завода». Обувь и одежду в военное время не продавали в магазинах и не выдавали по талонам, как продукты. Их могли только купить на рынке по очень высоким ценам.

Студенты военных лет практически не имели каникул. Каждое лето, сентябрь и октябрь они (да и большинство преподавателей) работали в поле. В российском селе после мобилизации оставались только женщины и немногие мужчины: старики, инвалиды, подростки, которые и кормили всю страну. Студенты, а это были в основном городские девушки, которые раньше о сельском хозяйстве могли только слышать, вручную косили сено, овёс, клевер. Норма на каждого такого косца составляла пятьдесят соток в день, то есть целых полгектара. Студентки спали на нарах и на полах деревянных домов. Не было мыла, и вскоре у них появились вши.

Студентка СЮИ 1941-1945 гг., ветеран Свердловской прокуратуры Кира Борисовна Добрынина (род. в 1923 г.) вспоминает: «Обирали друг друга, простите, и в головах. У меня даже голова зачесалась, когда вспомнила, чесалось же всё, противно было. И приехали когда из колхоза, первым делом в санобработку нас послали. Там прожаривали все это белье, сходили в баню». Вот типичное заявление студентки 1-го курса Нины Мироновой от 4 октября 1941 г. директору СЮИ: «Прошу дать мне отпуск до десятого октября вследствие заболевания чесоткой».

Студенты СЮИ на работе в колхозе. 1944 г.
О получении земельного участка для подсобного хозяйства СЮИ
Студенты СЮИ 1943 год

Использованы следующие материалы:
Зипунникова Н. Н., Калинина А. В., Насибуллин Р. А. Свердловский юридический институт в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вклад Урала в Победу в Великой Отечественной войне и развитие науки и технологий. Том 1. Материалы XL Всероссийской конференции по проблемам науки и технологий, посвященной 75-летию Победы. М.: РАН, 2020. С. 192-216.
Фотографии из фондов Музея истории СЮИ-УрГЮА-УрГЮУ
Документы архива УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева



Все новости

Еще новости