Стратегия цифрового развития УрГЮУ

на 2019-2020 годы

Принята решением Учёного совета УрГЮУ № 5 от 17.12.2018 года

В мире происходит интенсивный переход к цифровой экономике и смена парадигмы образования – реализуется концепция образования в течение всей жизни. В России принят приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) и создана одноимённая федеральная государственная информационная система. Государством взят курс на масштабное использование электронного обучения, что ведёт к необходимости модернизации классических образовательных технологий на всех уровнях образовательной системы.

В этих условиях Уральскому государственному юридическом университету требуется активное внедрение инструментов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на всех уровнях подготовки, широкая представленность на образовательных онлайн платформах, участие в перспективных проектах. Для этого необходим переход к полноценному использованию компьютерных средств обработки информации, как в учебном процессе, так и в деятельности вуза в целом.

Стратегия цифрового развития УрГЮУ представляет собой набор принципов, на основании которых формируется план мероприятий по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс и иные сферы деятельности университета.

Настоящая стратегия основывается на

  • Федеральном законе РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  • программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р от 28 июля 2017 года;
  • приоритетном проекте в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утверждённом Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года;
  • порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утверждённом приказом Минобрнауки России от № 816 от 23 августа 2017 года.

Цели цифрового развития УрГЮУ

  • обеспечение конкурентоспособности университета среди отечественных и мировых научно-образовательных центров;
  • сохранение лидерских позиций в области юридической науки и образования;
  • повышение качества и доступности юридического образования;
  • обеспечение непрерывности образования;
  • оптимизация затрат на обеспечение учебного процесса;
  • расширение образовательных возможностей, предлагаемых обучающимся;
  • обеспечение индивидуальной траектории обучения.

Для достижения поставленных целей Университетом должны быть решены следующие задачи:

  • внедрение цифровых сервисов и программных средств в работу служб университета;
  • разработка онлайн курсов разнообразной направленности, содержания и объёма и внедрение электронных образовательных технологий в учебный процесс вуза;
  • разработка нормативного обеспечения применяемых в деятельности университета цифровых сервисов;
  • обучение сотрудников вуза работе в цифровой среде.

Основа реализации стратегии

Техническая инфраструктура:

  • университетская сеть передачи данных, в том числе и с беспроводным доступом;
  • компьютерное оборудование, устройства телекоммуникации и связи, презентационное и видеооборудование;
  • системы контроля и управления доступом к ресурсам.

Информационную инфраструктуру составляют программные системы, обеспечивающие формирование информационно-образовательной (цифровой) среды:

  • автоматизированная система управления учебным процессом;
  • система электронного документооборота;
  • учебный портал;
  • система контроля знаний;
  • портал дистанционного обучения;
  • комплекс электронных библиотечных систем;
  • система для проведения онлайн конференций и трансляций;
  • система университетских интернет сайтов и корпоративная почта.

По мере реализации стратегии будет выполняться корректировка действующих нормативных документов, регламентирующих реализацию основных образовательных программ, разработка дополнительных регламентов, положений, методических рекомендаций для обучающихся, профессорско-преподавательского состава и работников вуза, типовых шаблонов для документации, приказов и распоряжений.

Функционирование цифровой среды регламентируется локальными нормативными актами, основными из которых должны стать:

  • Положение об электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС);
  • Положение о порядке применения в УрГЮУ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • Положение об автоматизированной системе управления учебным процессом;
  • Положение об электронном документообороте.

За развитие цифровой информационно-образовательной среды УрГЮУ отвечает Управление цифровых технологий и электронного обучения.

Основные направления цифрового развития УрГЮУ

Оценивая актуальные потребности в модернизации образовательного процесса, университет выделяет основные направления цифрового развития вуза в среднесрочной перспективе:

  1. Создание условий для эффективной разработки качественного электронного учебного контента и учебных курсов.

Функционал современных программных инструментов и предоставляемые технические возможности электронного обучения могут эффективно применяться только при проведении сопутствующих организационных мероприятий. При этом основная задача профессорско-преподавательского состава университета – создание уникального контента. Вспомогательные процедуры должны быть выстроены в единой логике и максимально регламентированы.

  1. Производство конкурентоспособного контента для размещения на ведущих платформах электронного обучения.

Технологии электронного обучения должны быть ориентированы не только на реализацию внутри университета. Создание массовых образовательных онлайн курсов (МООК) и размещение их на ведущих мировых и федеральных платформах позволит УрГЮУ обеспечить продвижение своих научных школ и привлечь внебюджетные средства.

  1. Признание экспертности вуза среди участников рынка онлайн обучения.

Должно быть организовано и обеспечено участие УрГЮУ в основных мероприятиях в сфере электронного обучения в составе спикеров или в экспертных комиссиях.

  1. Развитие сетевого взаимодействия с вузами и ссузами по предоставлению полноценных электронных учебных курсов.
  2. Создание условий по привлечению иностранных студентов к дистанционному обучению.
  3. Поддержка инициативных разработок в области электронного обучения.

Учебные подразделения и отдельные преподаватели должны иметь возможность самостоятельно использовать цифровые технологии в учебном процессе. Для поддержки этой деятельности и распространения лучших решений ежегодно проводить конкурс педагогических электронных ресурсов, по результатам которого выигравшие проекты получают дополнительное финансирование.

Реализация стратегии цифрового развития предполагает проведение следующих обеспечивающих мероприятий:

  1. Переход на автоматизированную систему управления учебным процессом.
  2. Полноценное внедрение электронного документооборота и основанных на нём сервисов: поручений, электронных совещаний, внутреннего информационного портала.
  3. Создание и развитие системы личных кабинетов студента, преподавателя, руководителя для индивидуализированного доступа к текущей и аналитической информации, внутриуниверситетским сервисам.
  4. Формирование внутренней нормативной базы использования и финансирования электронного обучения.
  5. Фундаментальное изменение отношения к цифровым и информационным технологиям: преподаватели и сотрудники должны осознавать важность и необходимость их использования, руководители – понимать, что внедрение технологий меняет формы работы, упорядочивает и делает понятнее и прозрачнее информационные потоки, повышает качество аналитики. Но это не приводит к уменьшению объёма работы и требует специалистов иного уровня подготовки.
  6. Организация обучения технологиям разработки электронных учебных материалов и использования внедряемых в цифровой среде сервисов.

Критерии достижения поставленных целей

  • участие в приоритетном национальном проекте «Современная цифровая образовательная среда в РФ»;
  • размещение электронных курсов, разработанных в УрГЮУ на ведущих площадках онлайн обучения;
  • участие в форумах, конференциях, посвящённых электронному обучению в качестве спикеров и экспертов;
  • наличие действующих сетевых соглашений с другими вузами и ссузами и использование ими разработанного в УрГЮУ учебного контента;
  • наличие действующих программ дополнительного образования и повышения квалификации, реализуемых через университетский портал дистанционного обучения;
  • ежегодное проведение конкурса педагогических электронных ресурсов.