Стратегия цифрового развития УрГЮУ
на 2019-2020 годы
Принята решением Учёного совета УрГЮУ № 5 от 17.12.2018 года
В мире происходит интенсивный переход к цифровой экономике и смена парадигмы образования – реализуется концепция образования в течение всей жизни. В России принят приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) и создана одноимённая федеральная государственная информационная система. Государством взят курс на масштабное использование электронного обучения, что ведёт к необходимости модернизации классических образовательных технологий на всех уровнях образовательной системы.
В этих условиях Уральскому государственному юридическом университету требуется активное внедрение инструментов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на всех уровнях подготовки, широкая представленность на образовательных онлайн платформах, участие в перспективных проектах. Для этого необходим переход к полноценному использованию компьютерных средств обработки информации, как в учебном процессе, так и в деятельности вуза в целом.
Стратегия цифрового развития УрГЮУ представляет собой набор принципов, на основании которых формируется план мероприятий по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс и иные сферы деятельности университета.
Настоящая стратегия основывается на
- Федеральном законе РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р от 28 июля 2017 года;
- приоритетном проекте в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утверждённом Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года;
- порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утверждённом приказом Минобрнауки России от № 816 от 23 августа 2017 года.
Цели цифрового развития УрГЮУ
- обеспечение конкурентоспособности университета среди отечественных и мировых научно-образовательных центров;
- сохранение лидерских позиций в области юридической науки и образования;
- повышение качества и доступности юридического образования;
- обеспечение непрерывности образования;
- оптимизация затрат на обеспечение учебного процесса;
- расширение образовательных возможностей, предлагаемых обучающимся;
- обеспечение индивидуальной траектории обучения.
Для достижения поставленных целей Университетом должны быть решены следующие задачи:
- внедрение цифровых сервисов и программных средств в работу служб университета;
- разработка онлайн курсов разнообразной направленности, содержания и объёма и внедрение электронных образовательных технологий в учебный процесс вуза;
- разработка нормативного обеспечения применяемых в деятельности университета цифровых сервисов;
- обучение сотрудников вуза работе в цифровой среде.
Основа реализации стратегии
Техническая инфраструктура:
- университетская сеть передачи данных, в том числе и с беспроводным доступом;
- компьютерное оборудование, устройства телекоммуникации и связи, презентационное и видеооборудование;
- системы контроля и управления доступом к ресурсам.
Информационную инфраструктуру составляют программные системы, обеспечивающие формирование информационно-образовательной (цифровой) среды:
- автоматизированная система управления учебным процессом;
- система электронного документооборота;
- учебный портал;
- система контроля знаний;
- портал дистанционного обучения;
- комплекс электронных библиотечных систем;
- система для проведения онлайн конференций и трансляций;
- система университетских интернет сайтов и корпоративная почта.
По мере реализации стратегии будет выполняться корректировка действующих нормативных документов, регламентирующих реализацию основных образовательных программ, разработка дополнительных регламентов, положений, методических рекомендаций для обучающихся, профессорско-преподавательского состава и работников вуза, типовых шаблонов для документации, приказов и распоряжений.
Функционирование цифровой среды регламентируется локальными нормативными актами, основными из которых должны стать:
- Положение об электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС);
- Положение о порядке применения в УрГЮУ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Положение об автоматизированной системе управления учебным процессом;
- Положение об электронном документообороте.
За развитие цифровой информационно-образовательной среды УрГЮУ отвечает Управление цифровых технологий и электронного обучения.
Основные направления цифрового развития УрГЮУ
Оценивая актуальные потребности в модернизации образовательного процесса, университет выделяет основные направления цифрового развития вуза в среднесрочной перспективе:
- Создание условий для эффективной разработки качественного электронного учебного контента и учебных курсов.
Функционал современных программных инструментов и предоставляемые технические возможности электронного обучения могут эффективно применяться только при проведении сопутствующих организационных мероприятий. При этом основная задача профессорско-преподавательского состава университета – создание уникального контента. Вспомогательные процедуры должны быть выстроены в единой логике и максимально регламентированы.
- Производство конкурентоспособного контента для размещения на ведущих платформах электронного обучения.
Технологии электронного обучения должны быть ориентированы не только на реализацию внутри университета. Создание массовых образовательных онлайн курсов (МООК) и размещение их на ведущих мировых и федеральных платформах позволит УрГЮУ обеспечить продвижение своих научных школ и привлечь внебюджетные средства.
- Признание экспертности вуза среди участников рынка онлайн обучения.
Должно быть организовано и обеспечено участие УрГЮУ в основных мероприятиях в сфере электронного обучения в составе спикеров или в экспертных комиссиях.
- Развитие сетевого взаимодействия с вузами и ссузами по предоставлению полноценных электронных учебных курсов.
- Создание условий по привлечению иностранных студентов к дистанционному обучению.
- Поддержка инициативных разработок в области электронного обучения.
Учебные подразделения и отдельные преподаватели должны иметь возможность самостоятельно использовать цифровые технологии в учебном процессе. Для поддержки этой деятельности и распространения лучших решений ежегодно проводить конкурс педагогических электронных ресурсов, по результатам которого выигравшие проекты получают дополнительное финансирование.
Реализация стратегии цифрового развития предполагает проведение следующих обеспечивающих мероприятий:
- Переход на автоматизированную систему управления учебным процессом.
- Полноценное внедрение электронного документооборота и основанных на нём сервисов: поручений, электронных совещаний, внутреннего информационного портала.
- Создание и развитие системы личных кабинетов студента, преподавателя, руководителя для индивидуализированного доступа к текущей и аналитической информации, внутриуниверситетским сервисам.
- Формирование внутренней нормативной базы использования и финансирования электронного обучения.
- Фундаментальное изменение отношения к цифровым и информационным технологиям: преподаватели и сотрудники должны осознавать важность и необходимость их использования, руководители – понимать, что внедрение технологий меняет формы работы, упорядочивает и делает понятнее и прозрачнее информационные потоки, повышает качество аналитики. Но это не приводит к уменьшению объёма работы и требует специалистов иного уровня подготовки.
- Организация обучения технологиям разработки электронных учебных материалов и использования внедряемых в цифровой среде сервисов.
Критерии достижения поставленных целей
- участие в приоритетном национальном проекте «Современная цифровая образовательная среда в РФ»;
- размещение электронных курсов, разработанных в УрГЮУ на ведущих площадках онлайн обучения;
- участие в форумах, конференциях, посвящённых электронному обучению в качестве спикеров и экспертов;
- наличие действующих сетевых соглашений с другими вузами и ссузами и использование ими разработанного в УрГЮУ учебного контента;
- наличие действующих программ дополнительного образования и повышения квалификации, реализуемых через университетский портал дистанционного обучения;
- ежегодное проведение конкурса педагогических электронных ресурсов.