Youtube Vk facebook twitter moodle English  
Версия для слабовидящих   
Поиск   найти  
   
25 июня понедельник   
 
 
 
НОВОСТИ        ГОРЯЧИЕ ЛИНИИ        ТЕСТ        ЮРИДИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ        ВАКАНСИИ, КОНКУРС, ВЫБОРЫ        ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
 Дата обновления: 22.06.18

[версия для печати версия для печати]

 

Студент 503 группы Института прокуратуры УрГЮУ Алдар Чирнинов
проходил в осеннем семестре научную стажировку
в Школе права Уэйнского университета (г. Детройт, штат Мичиган, США).

 

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «О стипендиатах Президента РФ, направляемых на обучение за рубеж в 2014/2015 учебном году», студент 503 группы Института прокуратуры УрГЮУ Алдар Чирнинов проходил в осеннем семестре научную стажировку в Школе права Уэйнского университета (г. Детройт, штат Мичиган, США), изучая американское конституционное право и работая над сравнительно-правовым исследованием актуальных вопросов конституционного судопроизводства США и России. Вашему вниманию представлен отчет Алдара Чирнинова.

 

Учеба в США

 

Признаться, желание посетить США и ознакомиться с американской системой юридического образования возникло еще во время изучения дисциплины «Конституционное право России». Раскрывая блок вопросов, связанных с зарождением института конституционного судебного контроля, лектор с огромным энтузиазмом объяснял нашей аудитории историческое значение и юридическое содержание решения Верховного Суда США по делу «Марбери против Мэдисона». В тот момент мне, студенту второго курса, было непосильно понять, чем обусловлен такой живой интерес к судебному решению из совершенно чуждой, на первый взгляд, правовой системы. Помню, поначалу даже начали закрадываться определенные сомнения по поводу релевантности решения Верховного Суда США.

Однако в дальнейшем, уже плотно занимаясь теоретическими вопросами, я пришел к выводу, что конституционное право, как никакая другая отрасль российского права, нуждается в сравнительно-правовом осмыслении. Более того, на сегодняшний день именно американское конституционное право выступает в качестве своего рода универсального языка сравнительного конституционного правоведения. Собственно, эти обстоятельства и предопределили мой дальнейший научный интерес к конституционному праву США. И, как гласит английская пословица, «where there's a will there's a way» (эквивалент в русском языке: «Было бы желание, а возможность найдется»): в конце мая 2014 года Министерство образования и науки РФ по результатам конкурсного отбора определило имена победителей, направляемых на обучение за рубеж в 2014/2015 учебном году, в число которых посчастливилось попасть и мне.

Я прибыл в расположение университета в середине августа. Тогда мне казалось, что до конца года остается еще очень много времени. Однако, насколько могу судить сейчас, дни пролетели как одно мгновение. В Школе права мне был присвоен статус «visiting scholar», что дало полный доступ ко всем университетским ресурсам. Поселился я в комфортной квартире, расположенной в пределах кампуса.

Мне была предоставлена возможность свободно посещать любые курсы, которые читались в Школе права. Я решил взять полный курс конституционного права США, состоящий из двух частей («Constitutional Law I», «Constitutional Law II»), который вел мой научный руководитель, профессор Роберт Седлер, а также курс юридического исследования («Legal Research»). Остальное время я полностью посвятил моему научному исследованию, посвященному актуальным проблемам конституционного судопроизводства.

 

Здание Школы права Уэйнского университета

Главное здание Уэйнского университета

 

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что у меня было достаточно много свободного времени. Однако это далеко не так. Дело в том, что подготовка к самим занятиям и выполнение домашних заданий занимает достаточно много времени и требует немалых усилий. Почти на всех занятиях в американских юридических школах применяется метод Сократа, когда профессор, основываясь на заранее прочитанных студентами материалах, вынуждает их через череду вопросов и ответов самостоятельно формулировать определенные выводы, что требует постоянной умственной мобилизации на занятиях. Необходимо также отметить, что подобный формат способствует формированию и критического мышления, поскольку итоговый ответ на заданный вопрос полностью зависит от выбранной студентом системы аргументации.

Кроме того, правовая система США относится к системе общего права, что обуславливает необходимость использования кейс-метода, который основной акцент делает на изучении судебных решений. Чтобы выявить определенные тенденции и закономерности развития того или иного правового института, необходимо пропустить через себя огромный массив судебных решений с уникальным набором правовых позиций и фактических обстоятельств. Перед поездкой в США мне довелось принять участие в летней школе «Инновационные методики преподавания юридических дисциплин: кейс-метод и иные практикоориентированные методы», организованной Институтом права и публичной политики. Поэтому я уже имел некоторые представления об особенностях преподавания права в юридических школах США, что однозначно облегчило мне жизнь.

 

Главный читальный зал Библиотеки Конгресса
в Вашингтоне (округ Колумбия)

На занятии по конституционному праву США

 

Одной из главных целей данной стажировки, как было отмечено, являлся анализ и обобщение материалов для моего научного исследования. В этом плане мне очень повезло, поскольку мою исследовательскую деятельность трепетно курировал профессор Роберт Седлер, известный специалист по конституционному праву США. Могу сказать, что он оказал мне неоценимую помощь, грамотно определяя вектор исследования и при необходимости направляя меня в правильное русло.

Американская юридическая наука произвела на меня впечатление высоким стандартом научного исследования. Я был поражен глубиной научного анализа, культурой академической дискуссии и логикой подачи материала. Библиотечные ресурсы университета позволили расширить мой юридический кругозор. Так, во время стажировки я прочитал фундаментальные монографии Ричарда Познера («How Judges Think», 2010), Антонина Скалия и Брайана Гарнера («Reading Law: The Interpretation of Legal Texts», 2012), Рональда Дворкина (Ronald Dworkin, Taking Rights Seriously, 1978) и др. Благодаря доступу к ведущим правовым базам мне удалось проанализировать и обобщить большой объем теоретических и нормативных источников.

Настолько насыщенного периода в моей жизни не было, пожалуй, никогда. Помимо занятий я имел возможность посещать всевозможные мероприятия культурного плана: клубы по интересам, музеи, ярмарки, выставки, спортивные мероприятия, студенческие театры, джаз-клубы. Словом, каждая минута была наполнена смыслом! Найти общий язык с американцами было достаточно легко. Студенческая атмосфера в университете отличалась теплотой и отзывчивостью. Помню, в конце августа, когда я только осваивался в США, мне было необходимо добраться в город Кларкстон, расположенный в 70 км. от Детройта, на концерт «Linkin Park» и «30 Seconds to Mars». Мой недавний на тот момент знакомый, а теперь и хороший друг, любезно согласился привезти и увезти меня. Не прошел мимо меня и Хэллоуин, который был ознаменован масштабным концертом и студенческой вечеринкой. День благодарения, который является, по сути, главным американским праздником, я отметил вместе с семьей профессора Роберта Седлера.

 

С профессором Р. Седлером в его офисе и в музее Генри Форда

 

И, пожалуй, самым важным моментом является то, что именно в Америке пришли любовь, уважение и трепетное отношение к английскому языку. Я понял, насколько это красивый, емкий и точный язык. И именно после длительного общения с носителями языка пришло осознание, что язык является зеркалом души человека, отражением его личности.

Во время зимних каникул мне удалось отправиться в путешествие по Америке. Я посетил Чикаго, Нью-Йорк, Майами, Филадельфия, Бостон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Лас-Вегас. Когда находился в Вашингтоне, не преминул возможностью посетить Верховный Суд США и добыть книгу судьи Антонина Скалиа («Making Your Case: The Art of Persuading Judges», 2008) с его автографом.

 

На небоскребе Уиллис-тауэр в Чикаго

В зале заседаний Верховного Суда США

 

Подводя итоги, могу с уверенностью отметить, что поездка оставила неизгладимый отпечаток, дав бесценный жизненный опыт и подарив множество впечатлений, эмоций и открытий, и позволила завершить американскую часть моего научного исследования. От всей души я хотел бы выразить глубокую благодарность и признательность всем людям, благодаря которым эта стажировка состоялась: Министерству образования и науки РФ, ректору нашего Университета В.А. Бублику, первому проректору М.С. Саликову, деканату Института прокуратуры, начальнику отдела международных связей Е.Н. Кузнецову и, конечно, профессору Роберту Седлеру, который сделал мой семестр незабываемым!

 

Алдар Чирнинов, 503-ИП

 

 

Актуально: 12.05.15

АКТУАЛЬНО

20.06

14 июля 2018 г. состоится встреча выпускников СЮИ 1973 года.
По адресу: ул.Комсомольская 21, 13-00:15-00, в актовом зале университета(1 этаж)

13.06

Объявлен конкурс научных проектов ведущих научных школ УрГЮУ 2018 года.

02.04

В Уральском государственном юридическом университете в ноябре 2018 года будет проходить Школа аспирантов юридических вузов.

31.10

Приказ №368 от 31.10.2017 по основной деятельности "Об организации учебного процесса и работы структурных подразделений в связи с переносом выходных дней в 2018 году".

Подробнее>

29.09

На сайте УрГЮУ размещен Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утвержден приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121), а также Разъяснения по вопросам получения указанной справки. Подробнее>

Тесты |  Горячие линии |  Полезные ссылки | Юридические клиники | Координаты | Структура сайта
Copyright © 2008-2018 Уральский государственный юридический университет.
Все права защищены © При копировании или перепечатке, ссылки
на автора и интернет-сайт УрГЮУ обязательны.
Не для коммерческого использования.
Яндекс.Метрика